WorldSkills наступает…
В далеком 1947 году в Испании с целью повышения популярности рабочих специальностей (в послевоенной стране не хватало квалифицированных рабочих) и создания эффективной системы профессионального образования впервые прошел национальный конкурс по профессионально-технической подготовке. Постепенно к соревнованиям присоединились другие страны, и в 1983 году была сформирована организация по проведению конкурсов профессионального мастерства – International Vocational Training Organisation (IVTO). С начала 2000-х годов – WorldSkills International.
В России проект проведения первого национального чемпионата WorldSkills Russia был одобрен в 2011 году, и в 2013-м в Тольятти прошел Первый Всероссийский конкурс рабочих профессий WorldSkills Russia.
В структуру чемпионата WorldSkills входят 45 профессиональных компетенций, разделенных на 6 направлений. Одно из направлений – «Специалисты в сфере услуг». Гостинично-ресторанная сфера представлена здесь тремя компетенциями: «Кондитер», «Повар», «Официант». Но это на мировом чемпионате. EuroSkills включает и компетенцию «Администрирование отеля». Именно по ней и проводилась Государственная итоговая аттестация студентов в Колледже «Царицыно».
Закономерный вопрос «Зачем?» имеет однозначный ответ: со следующего учебного года все средние профессиональные учебные заведения переходят на эту методику. Ведь в 2019 году именно Россия (Казань) примет у себя мировой чемпионат WorldSkills.
Что там было?
Методика WorldSkills не представляет собой ничего необычного: в ней собрано все то, что должен знать и уметь сотрудник на определенной позиции. Однако новое все же есть: четкая проработка алгоритма, той последовательности, в которой должны звучать фразы, выполняться действия. К примеру, при бронировании номера по телефону последовательность начальных шагов следующая: 1. Приветствует, представляется; 2. Спрашивает имя гостя; 3. Уточняет дату бронирования, тип номера, количество людей; 4. Просит оставаться на линии, чтобы уточнить наличие номеров. Казалось бы, просто и очевидно, однако эксперты однозначно ставят «0» напротив каждого пункта, если последовательность нарушена. Строго? Да! Но именно усвоение четкого алгоритма действий дает возможность не задумываться над деталями, словами и фразами, а быстро, легко и непринужденно решать все вопросы.
Чемпионат организуется по модульному принципу. В нашем эксперименте было 6 модулей с четким определением времени прохождения каждого: «Процедура бронирования» (на английском языке), «Процедура заселения», «Туристическая информация», «Экстраординарные и неожиданные ситуации в отеле», «Процедура выселения гостей» и «Самопрезентация». Каждый модуль, кроме последнего, включал несколько заданий. К примеру, в модуль «Туристическая информация» входили задания на знание достопримечательностей Москвы, особенностей кухни ресторана отеля, возможностей отдохнуть с ребенком, магазинов столицы. Но подготовленные «гости» спрашивали и о ночных клубах, и о ценах на шубы и матрешек, и о загородных поездках… Далеко не во всех отелях есть консьержи, да и справочники и интернет-поиск устраивают не всех гостей. Вот администратор и становится этаким советчиком.
Особенно интересным и актуальным оказался модуль «Экстраординарные и неожиданные ситуации в отеле». И в нем выпускники оказались на высоте: четко знали, что можно и нужно делать, а чего делать нельзя. Хотя именно здесь необходимо было проявить (и это также оценивалось экспертами) выдержку и самообладание.
Гость подходит на ресепшн и сообщает, что в его номере прорвало трубу, затопило комнату, повредило его имущество и требует немедленного решения проблемы и возмещения потерь…
Кто-то позвонил на стойку и сообщил, что через 30 минут в отеле взорвется бомба…
Гостья подходит к стойке и кричит от боли: она беременна и у нее начинаются схватки…
В номере сработала тревожная сигнализация…
Гость жалуется, что у него из номера пропал золотой браслет, просит книгу жалоб…
Наверное, именно в этом модуле становится очевидной необходимость алгоритма действий: знание и понимание, что ты должен сделать, позволяет преодолеть стресс и не поддаться эмоциональной волне, грамотно разрешив ситуацию.
Что дальше?
А дальше – профессиональные навыки «шагают по планете». Сфера переходит на четкие профстандарты, и подготовка специалистов наконец-то должна прийти в соответствие с требованиями отрасли: не переучивать молодого сотрудника, а адаптировать его и развивать. Поможет в этом новая форма? Если использовать ее не только как подготовку к чемпионатам и форму аттестации, но заложить эти принципы в основу учебного процесса, дело пойдет. Однако тогда и вузам придется менять свои подходы к обучению, иначе выпускники колледжей окажутся более конкурентоспособными и востребованными на рынке.
Екатерина Шунина