Интервью месяца
На площадке диалог-клуба Perspectum состоялся круглый стол на тему «Узнай ближнего своего! Культурный обмен и развитие туризма как эффективные инструменты формирования добрососедства на евразийском пространстве»
Комментарий месяца
Президент РФ Владимир Путин призвал министра финансов Антона Силуанова и главу Минэкономразвития Максима Решетникова оказать финансовую поддержку туротрасли Крыма и Севастополя.
Событие месяца
13 декабря в Москву вернулся ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» – совместный проект Министерства туризма Ярославской области и Союза «Евразийское содружество специалистов туриндустрии – ЕСОТ» при поддержке Центра развития туризма «Ярославия».

>>

База знанийГлавная тема

Все новости

Как гидра…

Новости отрасли
Всплеску далеко не детского интереса к хостелам предшествовала цепочка интригующих событий. В конце февраля в Петербурге состоялся 1-й Всероссийский съезд представителей хостелов и иных малых средств размещения. Несколько дней спустя проходит круглый стол «Мини-отели и хостелы – как выжить в кризис?». Примерно в это же время Роспотребнадзор, словно давая понять, что надеяться на выживание особо не стоит, закрывает сразу пять столичных хостелов. Ну и как все это прикажете понимать?
 
Даже не верится. Двадцать лет спустя
На прошедших недавно профильных форумах говорили много обо всем и понемногу о частностях. Временами поучительно, но судьбоносных решений тем не менее принято не было. Впрочем, чтобы дать оценку происходящему на хостельном рынке, надо определиться с диспозицией. Где мы находимся? Что представляет хостельный сегмент рынка здесь и сейчас? Один из ответов на эти вопросы дает руководитель департамента компании «Банк готового бизнеса» Игорь Внуков, который полагает, что в России сегодня насчитывается около 1,2 тыс. хостелов. Добрая их половина приходится на Москву и Санкт-Петербург. По мнению большинства экспертов, рынок обеих столиц уже полностью насыщен, тогда как емкость его в регионах заполнена лишь на 60 процентов. А это значит, потенциальным предпринимателям, изнывающим от безделья, есть куда приложить силы.
 
 
Реальные возможности существуют даже в условиях кризиса, учитывая, что рыночный сегмент мини-отелей и хостелов – наиболее динамично развивающаяся сфера гостиничной отрасли. «Если в начале 2000-х в стране наблюдался бум открытия мини-отелей, то два прошлых года стали периодом наиболее активного количественного роста хостелов», – говорит президент ассоциации «Межрегиональное объединение развития индустрии хостелов» (МОРИХ) Яна Окунева. В последнее время (справедливости ради, до кризиса) темпы ежегодного прироста составляли 200 процентов. Наверно, эти цифры на людей, далеких от сегодняшней темы, большого впечатления не произведут. Иное дело – автор этих строк. Впервые мне пришлось освещать тему хостелов году этак в 1995-м. Предполагалось, что простенькая статья о совершенно незнакомом, уникальном по тем временам явлении произведет эффект разорвавшейся бомбы. Да и как иначе, если почти все российские объекты в середине 90-х квартировали в Питере (примерно, 10–12), а в Москве, как выяснилось после долгих и изнуряющих поисков (Интернет и необходимые справочники отсутствовали как класс), оказалось только два хостела. Во время их посещения – должен покаяться – мне в голову закрались крамольные мысли и не слишком дружелюбные вопросы. Они там что, с ума все посходили? Что за охота обзывать общагу иностранными словами? Какой нормальный человек в эту Тмутаракань (станция метро «Выхино») к ним поедет? Написанная впоследствии – теперь уже стародавняя – статья была, конечно, выдержана в позитивном ключе. Но скепсис, от которого давно уже не осталось и следа, сохранялся у меня много лет. Запоздалое прозрение наступило только в начале нулевых годов.
 
 
Обобщенный портрет в интерьере
А кто в самом деле к ним поедет? Кто размещается в хостелах? Интересующая нас целевая группа достаточно подробно была описана еще в 1990-е годы. Именно тогда выяснилось, что постояльцы хостелов – стар и млад, при отсутствии людей среднего возраста. Этих непритязательных клиентов в профессиональных кругах шутливо величали «пионерами и пенсионерами». Чаще всего – легкие на подъем, любознательные студенты. Плюс небогатые пожилые пары, не потерявшие вкуса к жизни и сохранившие тягу к путешествиям. Этот тренд имел общемировой характер, но в России у него была одна ярко выраженная особенность, сохраняющаяся и сегодня. Удельный вес путешествующих пенсионеров у нас гораздо ниже, чем в других – социально ориентированных странах. Как обстоят дела сейчас? Клиентская база, сохраняя родовые черты, тем не менее значительно расширилась. И, понятное дело, особенности контингента сильно зависят от местоположения региона. В Прибайкалье – IrkutskCityLodge – сегодня много азиатских туристов из Китая, Кореи, Японии. Встречаются и командированные. В нижегородских хостелах (в городе их не менее 10) преобладают жители крупных городов России: Екатеринбурга, Новосибирска, Санкт-Петербурга. В последнее время на берега Волги валом хлынули москвичи. Их сильно подстегнул запуск «Сапсанов». Поездов, в общем-то, экономически доступных и чрезвычайно быстрых. Зашел, сел, и уже выходить пора. Не путешествие, а легкая прогулка: одна нога в Москве, другая – в Нижнем. А в самой столице постояльцы хостелов на редкость разношерстные. Едут в «Нерезиновск» все кому не лень – от желающих попасть на модный концерт до «покорителей Москвы». От начинающих артистов и певцов до стартаперов. Таким наблюдением поделился владелец сети хостелов Bear Hostels (Москва) Даниил Мишин. Средний возраст постояльцев, по его словам, 25 лет. Более 60 процентов из них – лица, не достигшие 30-летнего возраста.
 
 
Прогноз – дело тонкое. Москва и не москвичи
Оценивая перспективы хостельного движения, Д. Мишин дает категоричный, но вряд ли верный прогноз. Москву, по его мнению, ожидает неплохое будущее, а регионам рассчитывать особо не на что. Такая позиция, как нам кажется, замешана на пресловутом столичном снобизме и слабом представлении специфики регионов. Спору нет, в Москву малобюджетные путешественники зачастую приезжают «себя показать и на других посмотреть», развеяться или поймать за хвост жар-птицу. Однако не стоит забывать, что в России тьма тьмущая городов, готовых помериться со столицей ассортиментом развлечений. Впрочем, важнее другое. На просторах страны раскинулись сотни городов и городков, куда люди приезжают по работе. Иначе говоря, командированные. В столице они тоже есть. Их размещение в супердорогих «четверках» и «пятерках» обычно оплачивает руководство знаменитых российских или всемирно известных глобальных корпораций. Поэтому в профессиональных гостиничных кругах их называют корпорантами. Надо думать, сейчас, в процессе импортозамещения, число корпорантов значительно снизится (кое-где уже снизилось). Количество российских командированных внутри страны, напротив, должно существенно увеличиться. И этот прибыток, как нетрудно догадаться, может влиться в ряды клиентуры отечественных хостелов.
 
 
Революция в структуре загрузки
В условиях кризиса гостиничный бизнес несет потери. Однако в сегменте хостелов они ощущаются не слишком сильно. И это несмотря на то, что значительное их число в последнее время было вынуждено закрыться. По мнению участников экспертного сообщества, крах потерпели лишь те владельцы, которые вошли в воду, не зная броду. Вошли недавно. Те, кто надеялся, что вложения будут окупаться автоматически. Или те, кому принадлежали весьма небольшие, малорентабельные помещения (как правило, две объединенные квартиры). Как тут не вспомнить крылатую фразу: размер имеет значение! Хотя бы потому, что при больших объемах приличная экономия средств достигается за счет оптовых поставок. Владелец компании FABRIKA hostel & gallery (Москва) Роман Сабиржанов считает, что оптимальная площадь хостела – 450 кв. м. Именно в этом случае можно получить максимальный урожай с куста (квадратного метра). Сейчас он работает в формате – 350 кв. м, 13 номеров, 5–7 сотрудников. И этот вариант, в целом его устраивает. Кризисные ветры обходят FABRIKA hostel & gallery стороной. Затраты почти что не увеличились. Оснащение и сопутствующие принадлежности – как раньше, так и теперь – изготавливаются из отечественных материалов. Зарплаты не повышаются. Ощутимо больше платить приходится разве что за моющие средства, утверждает Сабиржанов.
 
 
А что у нас происходит с загрузкой? Есть ли необходимость в случае ее падения повышать цены? Катастрофического снижения заполняемости участники сообщества пока что не отмечают. Добавляя при этом, что правильные выводы удастся сделать лишь через полгода или даже год. На наших глазах структура загрузки претерпевает революционные изменения. Какой она будет завтра, доподлинно неизвестно. По словам директора «Кофе-хостела» (Нижний Новгород) Дмитрия Кузина, число иностранных клиентов у него существенно уменьшилось. С другой стороны, недозаезд компенсируется пролонгированным проживанием (увеличением количества ночевок) зарубежных гостей. Прямо противоположную тенденцию обнаруживает внутренний – российский поток. Соотечественники стали мобильнее, они больше ездят, чаще останавливаются на ночлег. И одновременно урезают сроки проживания. Другими словами, 2016 год – время нескончаемых и до конца еще не исследованных ротаций клиентов.
 
 
«Эти цифры могут вас рассмешить»
Поскольку все течет и все меняется, стоимость размещения вроде бы тоже должна меняться. И не в пользу клиентов, разумеется. Однако владельцы и управленцы рассуждают иначе. Они не хотят, образно говоря, дразнить гусей, понимая, что потенциальные клиенты и без того испытывают ценовой шок. Если люди когда-нибудь привыкнут к баклажанам по 500 рублей или имбирю по 900, мы тоже, быть может, поднимем цены, говорит Дмитрий Кузин. А пока рентабельность по-прежнему высока. Настолько, что «я могу селить одного человека хоть за один рубль. И это, безусловно, лучше, чем ноль человек за ноль рублей».
 
Как рассчитать правильную стоимость размещения? Чтобы все-таки не за один рубль. И чтобы волки были сыты, и овцы целы. Дмитрий Кузин утверждает, что цены устанавливаются путем проб и ошибок. Можно сказать, в ручном режиме. «Базовая цена – 351 рубль – у нас держится давно, – говорит Дмитрий Кузин. – Эти цифры могут вас рассмешить, но они выверены до копейки. Снижение стоимости буквально на два-три рубля немедленно приведет к изменению контингента. Снижению его качества».
 
Кстати говоря, пресловутый контингент – его внешний облик и ментальность – извечная головная боль управленцев. Низкие цены привлекают публику деклассированную: алкоголиков, наркоманов, бомжей. Хостельеры стараются отсекать таких клиентов. Но формальных причин для отказа у них нет. Поэтому приходится отпугивать, насколько это возможно, нежелательный элемент рублем. И не давать рекламу в общедоступные бесплатные СМИ.
 
Повышение доходности, которую никто не отменял, напрямую зависит и от продажи дополнительных услуг. С этим согласны все, и каждый выкручивается в силу своих возможностей. В Нижнем Новгороде, где в хостелах велика доля туристов, понятной популярностью пользуется экскурсионка. Учитывая этот фактор, Дмитрий Кузин подумывает о создании пакета стоимостью 1,7–1,8 тыс. рублей/день. Он будет включать трансфер от/до поезда, проживание, а также экскурсионное обслуживание. Чем не all-inclusive в миниатюре? Хостельного масштаба, разумеется. Между тем Роман Сабиржанов рекомендует не пренебрегать организацией легкого питания: горячий кофе + сэндвичи. Пустячок, а приятно. Но главное, такая, казалось бы, мелочь повышает доходность объекта примерно на 30 процентов.
 
В иркутском хостеле IrkutskCityLodge иные достижения. Значительным подспорьем бизнесу здесь стала продажа сувенирки: футболки, шапки, варежки, декоративные магниты на холодильник.
 
 
Закон и порядок
Несмотря на общий позитивный фон, некоторые хостелы все же уходят с рынка. Иным «помогают» надзорные органы. Несколько недель назад Роспотребнадзор, устроив в Москве внеплановые проверки, закрыл сразу пять объектов размещения. Среди выявленных нарушений – отсутствие у сотрудников медицинских книжек, ненадлежащее санитарное состояние туалетов, ванн и кухонь, непредставление в Роспотребнадзор уведомления о начале деятельности. Что ж, прецеденты появились, и, значит, в обозримом будущем стоит ожидать новых разоблачений.
 
Наше предсказание, наверно, вряд ли порадует хостельеров. И их опасения понятны. Не секрет, что проверок никто не любит, а процедурная сторона дела, бывает, вызывает обоснованные нарекания. Но есть и другая сторона медали. В Москве, честно говоря, под вывеской хостелов, случалось, неприкрыто действовали бордели и сомнительные ночлежки. Разве они имеют право на существование? Или, быть может, жильцы многоквартирных домов давали согласие на соседство с «квартирными хостелами»?
Спорные ситуации порой кажутся неразрешимыми. А что по этому поводу говорит закон? К сожалению, он безмолвствует. В отечественном законодательстве отсутствуют нормы, определяющие правовой статус и регламентирующие деятельность хостелов. Национальный стандарт ГОСТ Р 56184–2014 «Общие требования к хостелам», вступивший в силу 1 января 2015 года, носит рекомендательный характер и нами сегодня рассматриваться не будет. В таком случае остается надеяться только на местные органы власти, которые вправе принять подзаконные акты, действующие только на определенной территории.
 
В наши дни дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. Глава управления Роспотребнадзора по Москве Елена Андреева предложила депутатам Мосгордумы установить контроль деятельности хостелов, а также ограничить возможности их открытия в жилых домах столицы. Как долго будут раскачиваться московские законодатели, нам неведомо. Что выйдет из-под их пера, тем более неизвестно. Очевидно одно: если московские законотворцы преуспеют в своих начинаниях, позитивный опыт можно будет распространить на всю страну. В случае неудачи региональным хостельерам следует идти своим курсом, учитывая ошибки столичных коллег. Отрицательный опыт – тоже опыт.
 
 
Шквал открытий не прекращается
Хостелы закрываются не только по воле чиновников. Иные уходят, не выдержав конкуренции. Бизнес есть бизнес. В то же время армиям новых игроков – несть числа. Поэтому хостельная отрасль напоминает многоголовую гидру. Отсечешь одну голову – на ее месте вырастают две новые. Убытие «травмированных рынком» игроков проходит для постороннего глаза неуловимо. В соответствии со словами известной песни: «отряд не заметил потерю бойца».
 
Честно говоря, уследить за прибытием новобранцев тоже практически невозможно. Полчища новичков накатывают волнами – грозными, как девятибалльный шторм. Судите сами. В самом конце прошлого года первый хостел на 14 мест открывается в небольшом Кунгуре. Через несколько недель – уже в январе – из Сибири приходит еще одно сообщение. Гостиница «Георгиевская» приросла новым корпусом, в котором размещается хостел на 58 мест. В феврале весьма необычный объект – «Шанкара Дом» (два номера, 20 мест) появился недалеко от центра Владимира. В его стенах предлагают не только размещение, но и медико-оздоровительные услуги с акцентом на разные виды массажей и йогу. В начале марта в Челябинске открылся Sweet Hostel (четыре номера), вмещающий 20 человек. Несколько дней назад тоже, естественно, в марте, очередным хостелом на 18 номеров пополнилась небольшая сеть «Друзья», что в Петербурге. Новоявленные «Друзья у Дома книги» подобрали себе очень даже неплохое, козырное место – на набережной канала Грибоедова. И похоже, все это – только начало.
 
Андрей Алексеев